Методические рекомендации
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ КОНТЕНТА
В МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ по организации учебного процесса с использованием дистанционной образовательной технологии в организациях ТиПО на период пандемии, учебный процесс в организациях ТиПО по дистанционной образовательной технологии (ДОТ) осуществляться по следующей схеме:
- подготовка учебно-методических материалов
- проведение онлайн занятия
- самостоятельная работа студентов в оффлайн режиме
- контроль успеваемости обучающихся
Подготовка учебно-методических материалов предполагает разработку дистанционного курса по дисциплине/ модулю на определенный период обучения.
Дистанционный курс (далее – ДК) – это комплекс взаимосвязанных электронных образовательных ресурсов и процессов обеспечивающих достижение образовательных целей на расстоянии.ДК представляет собой разработанную с определенной степенью подробности пошаговую инструкцию освоения учебного материала по дисциплине/модулю.
Содержание ДК должно соответствовать рабочему учебному плану и программе дисциплины/модуля с учетом внесенных изменений для перехода на ДОТ.
Информационный блок состоит из теоретической и практической части.
І.Теоретическая часть может включает в себя:
- конспект лекций
- презентации;
- учебное пособие;
- электронный учебник, видеоурок;
- дополнительные источники информации и т.п.
1.1. Конспект лекций.
Лекция – одна из основных форм организации учебного процесса, представляющая собой устное, монологическое, систематическое, последовательное изложение преподавателем учебного материала с демонстрацией слайдов и фильмов.
Структура лекции включает элементы:
-вступление — вводная часть, формулировка темы лекции, формулировка цели лекции, изложение плана лекции, включающего наименования основных
вопросов, подлежащих рассмотрению на лекции, характеристика рекомендуемой литературы);
-основная часть — раскрытие основных вопросов , изложение содержания лекции в строгом соответствии с предложенным планом. Включает раскрывающий тему лекции концептуальный и фактический материал, его анализ и оценку, различные способы аргументации и доказательства выдвигаемых теоретических положений;
— заключительная часть — подведение общего итога лекции: обобщение материала, формулировка выводов по теме лекции.
1.2. Презентации.
В оформлении презентаций выделяют два блока правил, описывающих:
— представление информации;
— оформление слайдов.
Объем и форма представления информации:
— рекомендуется сжатый, информационный способ изложения материала;
— не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации, человек в среднем может единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений;
-один слайд презентации в среднем рассчитывается на 1,5-2 минуты;
— желательно присутствие на слайде блоков с разнотипной информацией (текст, графики, диаграммы, таблицы, рисунки), дополняющей друг друга;
— заголовки должны быть краткими и привлекать внимание аудитории;
— для иллюстрации наиболее важных фактов, используются рисунки, диаграммы, схемы;
— вся презентация должна быть выдержана в едином стиле, на базе одного шаблона
— в стилевом оформлении презентации не рекомендуется использовать более 3 основных цветов и более 3 типов шрифта (на одном слайде рекомендуется использовать не более трех базовых цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста.
— цвет текста должен контрастировать с фоном слайдов;
— фон является элементом заднего (второго) плана, должен выделять, оттенять, подчеркивать информацию, находящуюся на слайде, но не заслонять ее;
— текстовой информации рекомендуется:
— сжатость и краткость изложения, максимальная информативность текста: короткие тезисы, даты, имена, термины — главные моменты опорного конспекта;
— использование нумерованных и маркированных списков вместо сплошного текста;
— размеры шрифтов для заголовков – не менее 32 пунктов и не более 50, оптимально – 36 пунктов;
— для основного текста — не менее 18 пунктов и не более 32, оптимально – 24 пункта;
1.3.Учебное пособие — пособие, средства обучения, предназначенные для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебными программами и изложенных в учебниках. Согласно БСЭ учебные пособия — это книги для чтения, хрестоматии, справочники, словари, адаптированные печатные тексты по иностранным языкам, сборники задач и упражнений, методические руководства для самостоятельных практических занятий, тетради на печатной основе и др. При использовании основного учебника и учебных пособий нужно делать обязательную ссылку, указывая тему, главу, параграф, страницу.
1.4. Электронный учебник – это электронный учебный курс, в котором информация по дисциплине представлена в виде текста, рисунков, видео, аудио, анимации и других графических средств. Развитая система связей и поиска позволяет мгновенно переходить от одного раздела или фрагмента учебника к другому. Узнать, насколько хорошо усвоен материал, можно сразу же, выполнив интерактивные задания. Электронный учебник может иметь online- и offline-версию. Он может быть записан на CD-диск или другой носитель либо размещён на сайте в интернете. Видеоурок — это всего лишь фрагмент урока, во время которого студент получает ту или иную информацию посредством цифрового носителя, учится ее воспринимать и адекватно применять на практике, видеоурок — это метод, который повышает интерес к изучаемому предмету, и дает возможность качественно улучшить свои результаты. Главное — преподавателю нужно лишь подобрать фрагменты видео, подходящие по смысловому содержанию урока и изучаемого обучающимися материала.
1.5. Дополнительные источники информации – это разные источники : печатные, электронные, интернет-ресурсы, СМИ и.т.д.
ІІ.Практическая часть может включает в себя:
1.задания
2.упражнения (тренинги)
3.рефераты и т.п
2.1. Задания. При проектировании учебного задания следует: — ожидаемые результаты или цели урока являются важной частью плана урока, потому, что служат основным критерием оценки эффективности урока; — осуществлять отбор и конструирование системы задач и упражнений для формирования у обучающихся основных понятий дисциплины/ модуля; -задания должны быть четкие и понятные для каждого обучающегося; -следует разработать к уроку столько заданий, чтобы занять всех обучающихся (дифференцированные)
-следует осознавать, что индивидуальные способности (возможности) обучающихся позволяют достичь определённого уровня согласно таксономии Б.Блума.
2.3. Формы самостоятельной работы студентов в рамках дистанционного обучения
— письменные работы ( доклады, рефераты, эссе)
— виды докладов: устный доклад — читается по итогам проделанной работы и является эффективным средством разъяснения ее результатов; письменный доклад: краткий — резюмирует наиболее важную информацию, полученную в ходе исследования; подробный — включает не только текстовую структуру с заголовками, но и диаграммы, таблицы, рисунки, фотографии, приложения, сноски, ссылки, гиперссылки.
— виды рефератов: реферат-конспект, содержащий фактическую информацию
в обобщенном виде, иллюстративный материал, различные сведения о о методах исследования, результатах исследования и возможностях их применения;
-реферат-резюме, содержащий только основные положения данной темы;
-реферат-обзор, составляемый на основе нескольких источников, в котором сопоставляются различные точки зрения по данному вопросу;
-реферат-доклад, содержащий объективную оценку проблемы;
— реферат — фрагмент первоисточника, составляемый в тех случаях, когда в документе-первоисточнике можно выделить часть, раздел или фрагмент, отражающие информационную сущность документа или соответствующие задаче реферирования;
— классификация эссе: по содержанию: философские,литературно-критические, исторические, художественные, художественно-публицистические и др.;
— по литературной форме: рецензии, лирические миниатюры, заметки, странички из дневника, письма и др.;
-различают также эссе описательные, повествовательные, рефлексивные, критические, аналитические и др. Требования к составлению тестовых заданий основными формами тестовых педагогических заданий по Аванесову (Аванесов Вадим Сергеевич, доктор педагогических наук, профессор) являются задания: с выбором одного или нескольких правильных ответов; открытой формы; на соответствие; на установление правильной последовательности. Общие требования при конструировании тестовых заданий:
Корректная формулировка задания. Оно должно быть сформулировано четко, ясно, конкретно, не допуская двусмысленности в ответе. Краткая формулировка тестовых заданий – 5-10 слов (по Аванесову – 3-5 слов; по Челышковой – 7-8 (в редких случаях – 10-12)). Краткость, сжатость формулировки задания. Тестовое задание должно быть сформулировано в утвердительной форме. Не допускается определение понятия через перечисление элементов, не входящих в него. Отсутствие вопросительных слов в задании. Не принято начинать со слов что, где, когда, почему и т.д. Оптимальное число вариантов ответа 4-8 (по Аванесову – 6-8). Все элементы выбора (варианты ответов) являются истинными высказываниями. Не допускается использования вариантов ответа таких, как: Нет правильных ответов Все ответы верны. Литература: 1. Захарова Е. В. Пути оптимизации самостоятельной работы студентов в вузе / Е. В. Вахарова // Изв. РГПУ им. А. И. Герцена. Аспирантские тетради. 2007. № 3. с. 281–284. 2.Самостоятельная работа студентов: виды, формы, критерии оценки. Учебное пособие Под общей редакцией Т. И. Гречухиной, А. В. Меренкова. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. — 80 с. 3.Гатовская, Д. А. Видеоурок — новый метод обучения / Д. А. Гатовская. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 126-127. — URL: Интернет- ресурсы: 1.https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7124/
2.http://kasipkor.kz/?page_id=9668&lang=ru
3.http://cdesbmt.blogspot.com/2017/10/blog-post.html
Результаты мониторинга по заполняемости контента
Замечания и рекомендации:
1.Замечания: в лекциях не всегда указываются темы лекции, цели лекции, план лекции, включающего наименования основных вопросов, подлежащих рассмотрению на лекции, характеристика рекомендуемой литературы, выводов по теме лекции; короткие лекции не раскрывают содержание темы (есть лекции всего на пол страницы); рекомендации: в случае большого объема лекций использовать схемы, диаграммы, таблицы и.т.д.
2.Замечания: в презентациях не указываются тема, цель, план; цвет текста не контрастирует с фоном слайдов (сливаются текст с фоном, что вызывает сложности при чтении текста) рекомендуется: фон является элементом заднего (второго) плана, должен выделять, оттенять, подчеркивать информацию, находящуюся на слайде, но не заслонять ее;
замечание:размеры шрифтов для основного текста менее 18 пунктов; рекомендуются: размеры шрифтов для заголовков – не менее 32 пунктов и не более 50, оптимально – 36 пунктов; для основного текста — не менее 18 пунктов и не более 32, оптимально – 24 пункта;
3.Замечания: при использовании учебного пособия не указываются раздел, страницы по теме; используется сканвариант учебного пособия; при использовании видеофрагментов выкладывается только одно видео; рекомендуется: к уроку давать рекомендации по просмотру видео (цель просмотра, на что обратить внимание, можно дать задания)
4.Замечания: в заданиях, часто встречаются вопросы на воспроизводящем уровне, нет дифференциации; рекомендуются: задания должны быть четкие и понятные для каждого обучающегося; следует разработать к уроку столько заданий, чтобы занять всех обучающихся (дифференцированные) 5.Замечания: В тестах разное число вариантов ответа; присутствие вопросительных слов в задании; рекомендуются: тестовое задание должно быть сформулировано в утвердительной форме; не допускается определение понятия через перечисление элементов, не входящих в него; отсутствие вопросительных слов в задании; не принято начинать со слов что, где, когда, почему и т.д; не допускается использования вариантов ответа таких, как: Нет правильных ответов Все ответы верны.